воскресенье, 23 августа 2015 г.

Прегнантность


#Психотерапия. #Гештальт-терапия. Пудинг, знакомься – это Аня. Уже неделю что-то хочет написаться. Хотя я веду дневник, все никак не могу определить направление того, что ищет средств выражения. Я начну писать, но сама не знаю, о чем пойдет речь и для чего. Вот это фраза, предыдущая, нескромная. Я бы подумала, что человек рисуется, ну да ладно. Я так писала раньше журналистские тексты, метод индукции, - отдаешься потоку, а потом редактируешь. Кажется Платон говорил, что человек ходит беременный мыслью и никак не может разродиться. По-английски и по-немецки «прегнанс» - беременность. Прегнантность – это еще термин гештальт-психологии, означающий завершенность гештальтов, обретших уравновешенность состояния и хорошую форму. И я его употребляю в серии лекций по психологии восприятия текстов СМИ. Это всегда очень креативные и удовлетворяющие занятия. Сначала я презентую правила, а затем студенты в группах анализируют рекламные журналы и находят иллюстрации правил, обсуждают, как можно было бы улучшить ту или иную рекламу. Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы; симметричность; внутреннюю структуру, обретающую форму фигуры, а также принципы закрытия, подобия, непрерывности, общей судьбы, контраста, золотого сечения и некоторых других, которые не так понятны без расшифровки. Мой старинный друг, художник и дизайнер, может полчаса ходить, чтобы вбить гвоздь дизайнерски, со вкусом. Полагаю, настоящие художники устанавливают связь с космосом или внутренним космосом, чтобы творить красиво, украшать пространство. На самом деле, если таланта и вкуса нет, то можно в два раза больше времени потратить на анализ тех правил, которые существуют в гештальт-психологии для создания и восприятия красоты. Я пару лет назад ходила на курсы интерьерного дизайна, как-то в начале преподаватель сказала, что все сразу чувствуют золотое сечение и могут его безошибочно нарисовать. Но не я. Я чувствую, но нарисовать не могу, хотя ходила несколько лет в художественную школу в детстве. В эти выходные гуляли по Эрмитажу. Шедевры вокруг – заряд света по-прежнему со мной. Но когда тетя спросила, "какое искусство тебе нравится", я ответила – "современное", - чем порушила благостность и умиление момента завершения, ассимиляции опыта. Хочу объясниться. Совершенные картины Эрмитажа, Галереи Уффици, Ватикана, Лувра… своими гармоничными структурами выравнивают наши - кривые и кособокие. Такие божественные впечатления, прививки красотой просто необходимы для души. И я бесконечно благодарна судьбе за встречи с таким великим искусством. Однако единственное, что я могу сделать по отношению к шедеврам – восхититься и благоговейно принять их влияние. В коммуникации с современным искусством больше меня с моими несовершенствами, я могу проецировать много контента, узнавать о себе, о своих противоречивых чувствах, могу замечать нарушения правил прегнантности, могу наполнять своим содержанием и фантазиями незавершенные гештальты. Вот. Гештальт – в переводе с немецкого «образ». В гештальт-психологии – это целостный образ, законченный, понятный и однозначный. Ф.Перлз , основатель гештальт-терапии, похоже, был очарован простотой, ясностью и осознанностью красивого законченного гештальта и предложил так конструировать свою коммуникацию с миром, чтобы все дела были завершены, исполнены красиво и чисто пройдены по этапам цикла контакта (это структура коммуникации, за которой следит на сессии гештальт-терапевт). В преддверии осени и осенних обострений клиентов, гештальт-терапевты ринулись описывать принципы, техники, технологии и результаты психотерапии. Наверное, и я то же. И не для того, чтобы поднабрать кого-то, а для того, чтобы протащить по лестнице самоосознавания и внутреннего роста имеющихся. Гештальт - это не просто техники. В основе гештальттерапии лежат идеи экзистенциализма, холизма, дзен-буддизма, трансперсонализма. На сеансе гештальт-терапии вы не услышите советов и наставлений. В результате фокусировки на различных проявлениях вашего Я, завершении незавершенных дел, четком осознавании процессов человек начинает свой путь, работу по обретению себя. Как однажды сказал Ж.-М.Робин (значимый французский практик и теоретик направления), «начинает писать картину своей жизни», т.е. воспринимать «жизнь – как искусство». Невротик – это, образно говоря, человек, который таскает за собой целых ворох нерешенных проблем ("незавершенных гештальтов"). Это не дает ему жить в настоящем. Чтобы завершить незавершенное дело необходимо прожить его "здесь и теперь", т.е. в настоящем. Целый пласт клиентов именно так воспринимают терапию, и Слава Богу, - они приносят терапевту свои обиды и конфликты, проживают их правильно, ассимилируют и уходят счастливые. Одна коллега, очень хороший терапевт, учила свою маленькую дочь завершать дела, прощаясь – пока- пока автобус, пока-пока лифт, пока-пока умывальник, пока-пока полотенце… Когда-то в начале 2000-х, еще до обучения гештальт-терапии, я читала и конспектировала Кастанеду, Гурджиева, Успенского, Зеланда, прошла семестр обучения НЛП, и тогда я как-то ясно поняла для себя , что некоторые процессы не завершаться никогда. Принять и наблюдать за ними (как в компьютере процессы). Как верный адепт гештальт-терапии, я завершаю анфинишд бизнесес своих клиентов. Но, Дорогие, фишка этого направления, мировоззрения совсем не в этом. Здесь уместно вспомнить одно из высказываний Ф. Перлза, ставшее афористичным: "Сознавание само по себе уже целительно!" Сознавание или осознавание, или самовоспоминание у Гурджиева, - это процесс наблюдения и ощущения себя . Как правило, в фокусе находится что-то одно – мысль, боль в теле, эмоция. Есть практики расширения сознания – это замечание нескольких процессов, но мы этим не занимаемся. А, наоборот, фокусируемся на одной фигуре и дифференциации себя от фигуры. Речь идет о том, чтобы больше замечать себя в ситуации, не сливаться с потоком, с деятельностью, с человеком, быть дифференцированным, обособленным и контролирующим свои процессы (например, дыхание, телесное присутствие, восприятие фона/бэкграунда/контекста, наличие мысли в голове). Хочу обратить ваше внимание на модель психологического роста, разработанную в лоне гештальттерапии. Она представляет собой структуру, включающую в себя уровни: 1) клише, 2) играния ролей, 3) тупика (фобического избегания), 4) внутреннего (имплозивного) взрыва, 5) внешнего (эксплозивного) взрыва. Вот это реально круто! И это, конечно, не 10 сеансов. Сейчас я устала. Я напишу об этом потом (если почувствую, что надо кому-то)- на своем опыте – мне понадобилось около 3 лет. 19 авг в 20:56

Комментариев нет:

Отправить комментарий