Практическое занятие 5. Определение своего типа восприятия информации и эффективных, убеждающих слов
Цель занятия: практическое освоение теоретических знаний, полученных в процессе изучения темы «Вербальная и невербальная коммуникация».
Задачи, реализуемые на практическом занятии:
- закрепление представления о целостном восприятии коммуникации в двух ипостасях – вербальной и невербальной ;
- формирование понимания типов восприятия информации и определение своего типа в процессе самопознания;
- закрепление знаний о структуре и композиции убедительного высказывания.
Методические указания по выполнению практического занятия
- Перед выполнением практического задания, прочитайте лекционный материал, изучите глоссарий, посмотрите видео и презентацию, ознакомьтесь с рекомендованной литературой.
- Ознакомьтесь с материалом данных методических указаний, который необходим для выполнения практического задания.
- Для закрепления навыков вербальной и невербальной коммуникации, ответьте на вопросы, определите свой предпочитаемый стиль коммуникации в рамках предложенных двух схем (Схема №1, Схема №2), выполните задания 1 и 2, используя материалы методических указаний и рекомендованную литературу.
Материал, необходимый для выполнения практического задания
Как мы убедились на лекции, вербальная и невербальная коммуникация воздействуют совместно на наших слушателей. Это целостный комплекс воздействия и влияния. Невербальная комуникация находится немного в приоритете при восприятии, потому что выражение настроений и чувств с помощью сигналов тела эволюционно более древнее, чем вербальное общение.
Люди воспринимают информацию через несколько органов чувств: ведущим у большинства является визуальный канал. Если вы появились в поле внимания ваших собеседников, вы не можете не коммуницировать, вы посылаете сигналы, даже не произнося ни слова. Очень важно, как вы выглядите, как ведете себя, как двигаетесь. Наши движения и поведение проецируют различную степень надежности для наблюдателя. То есть по невербальному поведению, человек решает, можно ли вам довериться и вступить в контакт с вами. Первое впечатление, которое формируется в течение первых 20 секунд, можно далее испортить или улучшить речью. На людей влияют искренность и убежденность, которые звучат в вашей речи. Люди чувствуют энергию, которая исходит от человека по всем его коммуникативным каналам.
Люди чувствуют настрой человека. Если вы нервничаете перед публичным выступлением, - что абсолютно естественно, - то постарайтесь не гасить возбуждение, - людям нравится энергия - надо лишь научиться придавать этой энергии направление. Если энергия не используется, она рассеивается. Жаль терять такой аттрактор (привлекательное качество для других).
Любой выступающий – это мужская позиция. Лектор очаровывает аудиторию, которая выполняет женскую роль в публичном выступлении, демонстрирует силу, ответственность, осознанность и позитив.
В аудитории все смотрят на вас - надо обводить всю аудиторию взором. Зрительный контакт - наиболее важный невербальный компонент. Аудиторию привлекает больше то, что они видят, чем слышат.
Ваша авторитетная поза при выступлении должна вызывать у вас ощущение укорененности, основательности, и это передается аудитории. Если вам надо пройтись, стоит идти целеустремленно, с ощущением срочности. Слушатели почувствуют значимость ваших идей.
Перед выступлением почти все нервничают, это стресс, в кровь выбрасывается гормон адреналин. Иногда люди сильно потеют (видеть и обонять это неприятно). Ольфакторная система знаков – это система запахов человека и запахов окружающей среды – очень важна и следует об этом позаботиться заранее. Запах кофе и цитрусовых (можно распылить ароматизатор или принести эти продукты) бодрит аудиторию, улучшает настроение.
Свою энергию обязательно надо использовать в выступлении, внедрять всю силу страсти и энергию в слова и идеи. Заряженные энергией и энтузиазмом идеи, слова и люди притягательны, они вдохновляют, энергитизируют других. После удачного публичного выступления оратору в кровь поступает гормон окситоцин, гормон лидерства, гормон удовольствия. Наш первобытный предок-лидер мог надеяться, что его съедят последним, что выживет он и его гены. Сегодня этот древний гормон удерживает и поддерживает спикеров, учителей, артистов, коучей, модераторов.
Демонстрация намерения и четкой цели говорит об осознанности говорящего, о том, что он контролирует свою речь, а не просто его «несет». Выражение лица должно предшествовать сказанному, используйте паузу перед эмоциональным высказыванием, улыбку – перед шуткой.
Иногда энергия вдруг падает, лектор может почувствовать безразличие, усталость и апатию. Уровень энергии можно восстановить. Помню одно интервью финских музыкантов-металлистов. Этим супер спокойным от природы парням, приходится себя накручивать и заводить, чтобы излучать энергию и драйв, делают они это заранее при помощи просмотра фильмов ужасов.
Если энергия движется через четкие идеи, красноречивые слова, выражается в голосовых акцентах и одухотворенной мимике, вы излучаете убежденность и покоряете аудиторию, тогда как привычка теребить галстук, кольцо, держать руки в кармане, позвякивая содержимым, - все это распыляет энергию и очень сильно ослабляет личное воздействие.
Схема №1 Репрезентативные системы – каналы восприятия информации
Методические рекомендации по выполнению практического задания и усвоению коммуникативного навыка
Ознакомьтесь с типологией, определите свой тип, прочитайте убеждающие слова, идентифицируйте тексты согласно типологии, понаблюдайте за своим окружением, послушайте используемые ими слова, начните сами использовать соответствующие слова, отметьте изменения.
Существует 4 типа восприятия информации. Обычно у человека 1 или 2 канала восприятия информации. Они в поведенческой психологии и НЛП называются репрезентативные системы.
Визуалы – люди, которым надо увидеть информацию, чтобы понять;
Аудиалы - им надо услышать информацию, чтобы понять и запомнить;
Кинестетики – им надо прожить, прочувствовать, попробовать, вовлечься телесно, чтобы понять о чем идет речь и инкорпорировать это знание (термин "инкорпорировать" означает "записать в тело");
Дигиталы – им надо серьезно обдумать поступающую информацию и сравнить с имеющимися данными.
Визуальный контакт – самый важный аспект невербального поведения. Напомним, что направление взгляда изучает наука окулесика. Непроизвольное движение глаз происходит, когда человек задумался. Зрачки помогают людям обратиться к определенной зоне мозга и извлечь информацию.
Легко запомнить, что когда глаза идут влево, то человек что-то вспоминает, потому что прошлое мы воспринимаем слева, мы пишем слева направо. А если человек смотрит направо, то он конструирует реальность, придумывает, подбирает слова, переживает ощущение "здесь и сейчас" и формулирует свое отношение.
Визуалы (их больше всего на свете) смотрят часто вверх, аудиалы – по сторонам, как бы прислушиваясь, кинестетики - направо вниз, дигиталы – налево вниз.
Дольше всех держат контакт глазами представители визуального типа. Возникает такое ощущение, что человек уставился, смотрит во все глаза, таращится, хотя сами визуалы так не чувствуют.
Использование слов своей системы (предикаты) происходит неосознанно. Слова - это главный индикатор того, как человек «формирует представление» о мире и конструирует свою «внутреннюю реальность». Таким образом, предикаты предоставляют нам главный ключ к субъективной реальности людей - дорогу к их мышлению, чувствам и реакциям.
В рекомендациях к публичному выступлению в лекции и презентации есть такой пункт – «использовать слова из всех репрезентативных систем» – это значит, что их надо выписывать и выучивать, прилагать усилие поначалу, чтобы их использовать, потому что сами собой мы говорим в лучшем случае в 2 репрезентативных системах. А когда мы используем слова всех типов, мы привлекаем максимально большое количество людей. Как человек мыслит, так он и говорит, и ему приятнее и понятнее слышать слова своего словаря.
Разбор задач, пошаговые примеры
Задача – определить свой репрезентативный тип. Как его определить? В сети можно найти тесты. Я предлагаю другой способ - прочитайте слова разных типов, представленные ниже, и решите, какой словарь, какой столбик вам больше нравится, какой откликается и вызывает эмоции. Недавно был случай, когда с первого прочтения студентке не понравился никакой, тогда она подобрала свои синонимы, слова, которые ей нравятся, и все они оказались связаны с кинестетической системой. Выберете тот тип, который больше всего резонирует с вашей речью, ходом мысли. Наша задача сегодня – узнать эффективные, убеждающие слова всех типов и научиться их различать. Один или 2 словаря вы будете знать и использовать, вербализировать изначально.
На уровне ощущений у студентов, которые проходили тест и несколько практических занятий по этой теме, словарь кинестетика вызывает ощущение опоры, надежности, стабильности и комфорта, иногда тяжести и тягучести; словарь аудиала – наиболее легок, мелодичен и гармоничен. Сухие новости из СМИ, переписанные словами аудиальной системы, иногда звучат как поэзия. Словарь дигитала вызывает ощущение строгости, ясности и динамики. Слова визуального типа будят образы, рисуют картины в воображении.
В реальной жизни можно понаблюдать за жестами своих друзей и близких - есть определенные жесты и позы, которые могу указать на ведущий репрезентативный тип собеседника. Телефонная поза – подпертый подбородок и рука у уха – чтобы лучше слышать – это аудиалы. Жестикулируют высоко, на уровне лица визуалы. Кинестетики заботятся о телесном комфорте, они сидят удобно, часто откинувшись, тогда как дигитал может сидеть ну очень неудобно, как бы не заботясь о материальном мире, а прибывая в своих размышлениях, фантазиях и идеальных картинах.
Слова 4 репрезентативных типов
Репрезентативная система
|
Визуальная
|
Аудиальная
|
Кинестетическая
|
Дигитальная
|
Блестящий
Бросить взгляд
Вглядываться
Видеть
Визуализировать
Внешний вид
Воображать
Всматриваться
Выглядеть
Выставлять
Выявлять
Графический
Демонстрировать
Замечать
Излучать
Изображать
Исчезать
Казаться
Колоритный
Любоваться
Маскироваться
Мелькать
Мерцать
Мигать
Мрачный
Наблюдать
Обнаружить
Освещать
Осматривать
Отражать
Показывать
Предвидеть
Представлять
Привлекательный
Просматривать
Прятать
Разглядывать
Ракурс
Раскрывать
Рассвет
Рассматривать
Сверкать
Светиться
Следить
Смазанный
Смотреть
Смутный
Таращиться
Темный
Туманный
Тусклый
Фокусироваться
Яркий Ясный
|
Аплодировать
Бесшумно
Болтать
Бормотать
Булькать
Вздыхать
Визжать
Вопить
Вопрошать
Ворчать
Восклицать
Высказываться
Гармонировать
Глухой
Говорить
Громко
Декламировать
Делать созвучным
Дискуссия
Жаловаться
Заикаться
Звать
Звонкий
Звучать
Кричать
Мелодичный
Называть
Намек
Неслышный
Обсуждать
Объявлять
Объяснять
Осведомляться
Отвечать
Отзываться
Переводить
Петь
Поддакивать
Предложение
Произносить
Пронзительный
Просить
Рассказывать
Резонанс
Рычать
Слушать
Слышать
Спорить
Спрашивать
Тихо
Тишина
Упоминать
Хмыкать
Шумный
|
Бежать
Бесчувственный
Бить
Бороться
Весить
Волнующий
Впечатлять
Давление
Движение
Держать
Драка
Дрожать
Жесткий
Жирный
Застенчивый
Комфортный
Крошиться
Крутить
Ласковый
Мыть
Мягкий
Набитый
Настроение
Неподвижный
Нести
Обремененный
Оживить
Подпрыгивать
Прочный
Прыжок
Работа
Разбивать
Раздражать
Ранить
Расстраивать
Сгибать
Сила
Склоняться
Смешивать
Спокойный
Страдать
Твердый
Теплый
Тереть
Топтать
Торопиться
Трогать
Трясущийся
Тянуть
Увлекать
Удобный
Ускользать
Ущипнуть
Хватать
Царапать
Чистить
Чувствовать
Обонятельные/вкусовые предикаты
Аромат
Вкус
Горький
Душистый
Дымный
Едкий
Запах
Затхлый
Кислый
Острый
Привкус
Свежий
Сладкий
Соленый
|
Быть осведомленным
Верить
Вопрос
Думать
Знать
Легкомысленный
Меняться
Мотивировать
Бессмысленный
Обрабатывать
Опыт
Осознать
Отмечать
Понимать
Понятный
Постигать
Принимать во внимание
Размышлять
Решать
Смысл
Сознательный
Считать
Учиться
Хороший
Никуда
|
Задание 1. Определите репрезентативную систему:
Репрезентативная система
| ||||
Высказывания о будущем
|
Когда я всматриваюсь в будущее, пытаюсь его визуализировать, иногда оно кажется ясным, иногда туманным, иногда мрачным, иногда я воображаю блестящую колоритную жизнь, иногда мелькают очень радужные перспективы.
|
Я не могу настроиться на свое будущее, но иногда я слышу какие-то намеки, мне отзываются чьи-то слова в толпе, они резонируют с моим внутренним диалогом, они отвечают на мои вопросы о будущем.
|
Я не чувствую, что может произойти в будущем. Иногда я спокоен, а иногда охватывает беспокойство, волнение, дрожь, ощущение удушья, и я не знаю, куда бежать, то ли бороться и биться головой об стену, то ли все бросить. Такое состояние очень напрягает и раздражает.
|
Я не верю, что можно предугадать будущее, оно неопределенное, нет смысла о нем размышлять. Однако принимая во вынимание бесчисленные кризисы, и как все быстро может измениться, не стоит быть легкомысленным, необходимо учиться на своем опыте, быть осознанным в своих действиях, мотивах и целях, обдумывать свои планы.
|
Правильный ответ:
Репрезентативная система
|
Визуальная
|
Аудиальная
|
Кинестетическая
|
Дигитальная
|
Высказывания о будущем
|
Когда я всматриваюсь в будущее, пытаюсь его визуализировать, иногда оно кажется ясным, иногда туманным, иногда мрачным, иногда я воображаю блестящую колоритную жизнь, иногда мелькают очень радужные перспективы.
|
Я не могу настроиться на свое будущее, но иногда я слышу какие-то намеки, мне отзываются чьи-то слова в толпе, они резонируют с моим внутренним диалогом, они отвечают на мои вопросы о будущем.
|
Я не чувствую, что может произойти в будущем. Иногда я спокоен, а иногда охватывает беспокойство, волнение, дрожь, ощущение удушья, и я не знаю, куда бежать, то ли бороться и биться головой об стену, то ли все бросить. Такое состояние очень напрягает и раздражает.
|
Я не верю, что можно предугадать будущее, оно неопределенное, нет смысла о нем размышлять. Однако принимая во вынимание бесчисленные кризисы, и как все быстро может измениться, не стоит быть легкомысленным, необходимо учиться на своем опыте, быть осознанным в своих действиях, мотивах и целях, обдумывать свои планы.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий