пятница, 8 ноября 2013 г.

Спасите женщину

С 21 по 29 сентября 2012 г. в Санкт-Петербурге проходит  первый конкурсный фестиваль игровых полнометражных кинокартин Санкт-Петербургского международного кинофестиваля.
http://www.vjiletky.ru/index.php/kinoshnaya-psikhologiya-psikholog-smotrit-film
В конкурсной программе - 14 фильмов производства Европы и Азии. Все они пройдут в России впервые. От России в международном конкурсе выступит режиссер Алексей Балабанов со своей новой работой «Я тоже хочу».
В жюри конкурсной программы входят именитые кинематографисты разных стран. Это Аку Лоухимиес из Финляндии, Эрика Грегор из Германии, Гилли Мендель из Израиля и Елена Яцура из России. Возглавил жюри любимец российской публики, известный режиссер Эмир Кустурица из Сербии. 

Затмение разума

Фильм «À perdre la raison», который перевели как «После любви», произвел на меня впечатление документального. И действительно, он основан на реальных фактах. Одна бельгийка «потеряла рассудок» и убила своих детей.
Фильм начинается с просьбы женщины из реанимации похоронить детей в Марокко и сообщить о трагедии отцу. Совсем непонятно,  что и как произошло. Внимательно следишь за развитием сюжета. Через некоторое время я поймала себя на мысли, что разбираю чей-то клинический случай. С психологической точки зрения этот фильм о нарушении границ и развитии психоза. Что приводит к суициду и убийству? Причин  явления всегда много. Потеря себя , моральное угнетение, накопленная невыраженная агрессия, химические процессы, связанные с ежегодным рождением детей, или приемом антидепрессантов?  В данной психологической рецензии мы хотим показать как нарушается личное пространство, психологические границы личности, что всегда вызывает психологический дискомфорт и расстройство.  Границы говорят нам, где мы, а где не мы,  чтомы в состоянии вынести, а что нет,  чего мы хотим и чего не хотим. Оберегая свои границы, мы сохраняем  психологическое здоровье. 

 

 Удушье

Художественность фильма мне оценить нелегко.  Как будто бы и нет ничего. Ведь ощущение документальности. И экранизация документального события. Перед нами не художественная символизация, а реальная жизнь.
С самого начала фильма  художественными средствами осуществляется нагнетание атмосферы я бы сказала болезни и безумия, все тяжелее дышать, через несколько минут понятно что это фильм нуар .  Соответствующая музыка. Артисты сыграли  хорошо.
Простой до примитивности, инфантильный , чувственный и сексуально активный Мунир (Тахар Рахим), привыкший к комфорту и легкой жизни за счет своего опекуна и покровителя.  Мунир  получает  от доктора в подарок на рождение дочери дорогие часы – он вовлечен эмоционально этим подарком больше, чем подарком жены.
Латентный гей, доктор Андре (Нильс Ареструп), купивший себе возможность наслаждаться молодым наивным красавчиков. Андре  ведет себя очень прилично, он важный и полезный член общества, он добрый и щедрый, но при этом наслаждается своей властью над зависимыми людьми (возможно и неосознанно). Он создает для них золотую клетку. Он нарушает границы Мюриэль (о ней отдельно): вторгается в зону интимных решений: что надеть, как выглядеть перед детьми, что говорить мужу, проверить ли наличие беременности, оставить ли очередного ребенка…Он как будто бы примеряет на себя роль жены Мунира, учит жену отношениям с мужем… Но в то же время он больше чем муж помогает плохо соображающей, рассеянной, замученной частыми родами, жене (когда муж, уставший после работы смотрит футбол и кричит на отвлекающих его дочерей, Андре уводит девочек и занимается с ними).
Реакции Мюриэль(Эмили Декьен), ее душевная жизнь, не очень глубокая и дифференцированная, ее  переживание удушья, дискомфорта, паники, страхов, психотические настроения и другие страдания передаются крупными планами. Зрительскому взгляду некуда продвинуться, он все время натыкается на крупное лицо – крупные скулы, крупный рот, большие глаза, простые реакции. Нет утонченности и женской изящности. Мюриэль носит арабское платье без белья, - на ней как балахон (упрощение гардероба – уже повод забеспокоиться о состоянии близкого человека).
 
Портрет    девушки
Мюриэль искренняя добрая и чувственная девушка. У нее мало амбиций.  Она простая учительница в младших классах. Она не интересуется миром - она не смотрит тв, интернет, не читает.... сфера ее интересов - красивый муж, чувства, близость, тепло, секс, семейный уклад.
У нее напряженные отношения с матерью, с которой она не общается, и которую даже не пригласила на свою свадьбу. На протяжении фильма мы так и не узнаем о ее семье.  По всей видимости,  границы не сформировались в детстве, возможно, была холодная или жесткая мать, или чрезмерно контролирующая или депрессивная…
Объявлялась ее сестра - более-менее живая, тверже стоящая на ногах (слегка вульгарная - может подколоть опекуна). Но тоже, зависимая, идет на поводу, соглашается на фиктивный брак, чтобы вытащить из Марокко еще одного сладкого красавчика.
Мюриэль – учительница французского языка в младших классах. Показаны сцены как она разбирает с учениками состав предложения. Это очень формальное занятие. Занятие грамматикой и языками не то чтобы усугубляет шизоидные процессы, но привносит замкнутость, отрывает от живой реальности и общения с людьми.
Режиссер  Лафосс, очень  добрый по отношению к женщинам, представляет женский мир с любовью:  его женский мир более искренний, теплый и в целом менее замороченный. Арабские женщины идеализируются в фильме – их простота, покорность судьбе, верность традициям, природе. Их мужчины рвутся уехать в Европу, в комфорт, устроиться (но не за счет ума – за несколько лет обучения Мунир так и не освоил медицину, его опекун написал за него выпускной экзамен, и потом пристроил его к себе в клинику). Женщины остаются на родине.  Мюриэль обнимается с этими женщинами, играет, купается, веселиться. Ей хорошо. Это отчасти восполнение дефицита материнского тепла. Она хочет отправить своих дочерей в Марокко. Но доктор отговаривает: ты же знаешь, как они воспитывают своих женщин! Доктор много занимается с девочками, желая для них европейское образование и развитие.

Танго    втроем

Мюриэль не справляется со сложными неявными непрозрачными отношениями треугольника. Фильм "После любви", на мой взгляд, фильм о трагедии женщины, которая была поглощена специфической мужской средой в своей семье. Ей не хватило сил и ума, чтобы справиться с ситуацией. Она не понимает и не осознает почему ей так плохо. Она очень робко заявляет о своих желаниях, она не может противостоять критике, она не может «разрулить» элементарную ситуацию в классе… - она слаба и беззащитна. Ей нужна поддержка, ей нужны щадящие психологически комфортные условия для восстановления и взросления. Это угадывает доктор и предлагает ей посещать своего знакомого доктора-психотерапевта.  Еще одно нарушение границ – профессиональное – психотерапевт не может лечить  друзей или родственников. Дополнительная нагрузка на психику – запрет Мюриэль говорить, что доктор живет с ними. Сохранить тайну на психотерапии сложно – все открывается -  психотерапевт отказывается от терапии. Однако, происходит что-то странное – Мюриэль продолжает терапию с тем же психотерапевтом, но теперь врет по просьбе психотерапевта доктору, что терапия закончена.  Психотерапия,  как  пространство ясных, честных, доверительных  отношений,  помогает, но такая , на мой взгляд, еще больше все усложняет и запутывает.

Слияние

Зависимость от Андре кажется тотальной, супругам не вырваться, каждый из них увяз по-своему. Доктор  обеспечивает работой, деньгами, жильем, комфортом, предугадывает потребности, дает отклик на все желания. Он не ставит никаких условий, он - одариватель, он отдает им всего себя и все свое имущество. Он хочет быть членом семьи, он хочет быть в семье, он хочет быть с очаровательным Муниром, к которому он привязался, которого он любит и которому хочет служить, как своему мужу или как «своей бабе» как с завистью сказал марокканский брат-близнец : почему он выбрал тебя, а не меня?
Присутствие Андре вызывает тревогу, нагнетает ее. Актер делает это мастерски -
его мимика, манеры, интонации, покашливание, скошенный взгляд…
Однако не только Андре – проблема и причина расстройств. Молодожены искренне и наивно приглашают доктора в свой медовый месяц. Это нездоровая ситуация. После этого понимаешь, что ситуация будет  ухудшаться и болезнь разовьется. Далее зритель наблюдает за запутыванием , ростом безнадежности. Семья Мунира растет, но он не может ее содержать на «наши две зарплаты» - семью содержит доктор. Женщина с 4 маленькими детьми- погодками должна еще и работать.
Она копила свои усталость, страхи и гнев. Ситуация оказалась ей не по зубам.
 Она нашла простое решение, выразила свой гнев не на обидчиков, но на слабейших.
Критики пишут, что это взгляд под микроскопом на жизнь семьи. Что дает этот фильм кроме психологического анализа? В чем  его художественная ценность? Какой новый взгляд на мир дает режиссер?  В чем надежда фильма?  Понятен ли социальный  контекст и причины, которые могут привести к такому акту? Фильм ставит больше вопросов чем дает ответы.
 
Нарушение границ (из фильма)
Когда родственник или близкий друг врач и тебя лечит.
Твои деньги – это твои границы. Когда кто-то за тебя платит,  и ты не можешь оплатить в ответ когда-нибудь.
Когда тебя просят хранить  чужой секрет.
Когда у тебя нет личного пространства уединения.
Когда нет пространства для отдыха и восстановления, нет заботы и близости.
Когда ты оцениваешь своих детей как продолжение или часть себя а не как отдельных личностей.
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий